Эксперты проанализировали ситуацию со школьными продуктовыми наборами в России

Тема школьных обедов неожиданно вышла на первый план. Как посчитали аналитики АНО «Институт отраслевого питания», за месяц она появилась в прессе более 53 тысяч раз. Этому способствовали два повода. Одним из них были горячие завтраки для младших школьников. Эта федеральная программа должна заработать с 1 сентября 2021 года. Такое поручение дал Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию. Сейчас регионы усиленно готовятся к внедрению этого проекта — приводят в порядок пищеблоки, заключают договоры с подрядчиками, налаживают законодательную базу. Об этом всем они активно отчитываются руководству и обнародуют результаты своей работы в СМИ. Вторым информационным поводом стала выдача продуктовых наборов ученикам, которые получали бесплатное питание в школе, но из-за режима самоизоляции сидят дома. Это нововведение действует с начала карантина, пайки уже получили тысячи семей по всей стране. Как правило, наборы содержат в себе сахар, чай, крупы, масло, печенье и т. д. Большинство из них получили положительные отзывы. Специалисты Института отраслевого питания решили разобраться, как формируется эта помощь, какова ее стоимость и насколько различается перечень продуктов в разных городах. Результатом этой работы стал доклад «Продуктовые наборы вместо обеда в столовой. Готова ли система школьного питания держать „коронавирусный удар“?». В его создании также принимали участие АНО «За школьное питание» и Бюро расследований ОНФ.

Как рассчитывают нормы по питанию?

Это был один из первых вопросов, которым задались эксперты. И выяснилось, что никакого единого свода правил нет. Каждый регион рассчитывает стоимость набора самостоятельно, исходя из возможностей местных бюджетов и стоимости продуктов на закупке. Из-за этого суммы получаются неравнозначными. Так, например, в Архангельске на одного ребенка из малообеспеченной семьи тратится 86 рублей в день (эта категория детей бесплатно питается в школе один раз), а в Улан-Удэ — 60 рублей, то есть почти в 1,5 раза меньше. Такие перекосы случаются и в рамках одной области. В частности, в Саратове на питание выделяется 40 рублей в день, а в соседнем Энгельсе — всего 20 рублей. Это объясняется тем, что частично деньги выделяются из региональной казны, а потом к ним добавляется финансирование из муниципального бюджета. Поскольку возможности у всех населенных пунктов разные, то и конечные суммы, соответственно, также могут не совпадать. Сравнили специалисты и среднестатистические цены с теми, по которым закупаются продовольственные наборы. Результаты получились разными. Некоторые поставщики добросовестно подошли к вопросу и постарались найти оптимальные расценки. В том же Архангельске перечень выдаваемых продуктов будет стоить на рынке не 86 рублей, а 112 рублей. То есть экономия составляет 31 %. И такие наборы родителям получать выгоднее, чем забирать в денежном эквиваленте. Самостоятельно они вряд ли смогут приобрести товары по сниженным оптовым ценам. Но есть и прямо противоположные случаи. Так, в подмосковных Мытищах в набор за 115 рублей кладут то, что в свободном доступе можно приобрести за 73 рубля, то есть на 58 % дороже. Похожая ситуация складывается и в Щелкове, где разница составляет 145 рублей против 115 рублей, то есть 26 % в пользу магазинных цен.

Школьные пайки — это долгосрочное вложение в систему школьного питания?

Безусловно, в первую очередь эта программа направлена на поддержку семей, находящихся в трудном материальном положении. Тем более что у многих доходы, и без того небольшие, снизились или вовсе прекратились в период карантина. И власти ставили перед собой задачу сохранить детям приемлемый уровень жизни. Сейчас обсуждаются планы по продлению выдачи пайков и после окончания учебного года. Но, кроме того, у проекта есть и вторая цель — поддержать комбинаты детского питания, которым сейчас приходится непросто из-за закрытых школ и детских садов. Они сейчас остались практически без средств к существованию, поскольку платные завтраки и обеды готовить некому. И очень важно помочь им удержаться на плаву. Ведь в сентябре школьников тоже должен кто-то кормить. А сейчас значительная часть таких организаций находится на грани банкротства. Но, несмотря на одобрительное отношение к процессу в целом, эксперты из Института отраслевого питания отмечают и ряд проблем в этой области, которые еще только предстоит решить. Они касаются несовершенной законодательной базы, в которой не прописано четко, каким должен быть набор продуктов, чтобы ребенок получил все необходимые витамины и микроэлементы. То же самое касается и меню в школьных столовых. Сейчас их разрабатывают, руководствуясь самыми разными регламентами, порой устаревшими. Эта дисгармония должна быть устранена, а рекомендации — приведены в единый вид, считают специалисты.

Владимир Чернигов, президент АНО «Институт отраслевого питания».

По материалам WAYXAR