Основные результаты мониторинга школьного питания (за сентябрь 2020 года) и предложения по дальнейшему совершенствованию питания в детских организованных коллективах

С 1 сентября 2020 г. Институт проводит независимый мониторинг реализации требований Федерального закона от 01.03.2020 г. № 47-ФЗ и организации питания обучающихся в субъектах РФ для формирования объективной картины о положении дел на местах и оказания практической помощи органам власти по возникающим вопросам.

Результаты мониторинга за сентябрь свидетельствуют о большой работе органов власти большинства регионов по данному направлению.

  1. По результатам выборочного просмотра сайтов общеобразовательных организаций области установлено, что информирование об условиях организации питания учащихся осуществляется надлежащим образом только в 30% случаях в соответствии со статьей 252 47-ФЗ – необходимая информация размещается и актуализируется.

На сайтах большинства школ имеются следующие данные (в том или ином объеме):

 Общая информация об условиях организации питания;

 Расписание приемов пищи для каждого класса;

Информация о порядке предоставления льготного и платного питания;

Наименования, ссылки, тексты НПА и локальных актов, регламентирующих питание;

Сведения о способе организации питания (самостоятельно или аутсорсинг);

Примерное меню;

Ежедневное меню.

При этом информация об особых условиях организации питания, об операторе питания и основаниях оказания услуг оператором питания, как правило, не размещается даже в минимальном объеме. На отдельных сайтах отсутствуют специальные разделы по питанию учащихся, а необходимые сведения размещаются лишь частично в новостной ленте  (поиск информации затруднен).

Предлагается:

определить единые требования и формы размещения информации, в том числе в целях ее автоматизированного сбора и обработки.

  • Нормативная база по реализации ФЗ № 47-ФЗ на уровне субъектов своевременно актуализирована в 80% случаях. На уровне 30-40% муниципальных образований продолжается или необходима дополнительная актуализация своей нормативной базы.

Предлагается:

 п. 4. Ст.37 273-ФЗ предусматривает: «Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления».

В связи с этим необходима разработка типового порядка обеспечения питанием обучающихся для муниципальных образований.

  • Только в отдельных субъектах, часть территорий которых относится к районам Крайнего Севера, размер финансирования бесплатного питания учащихся 1-4 класса (на примере  Амурской области) устанавливается на областном уровне в зависимости от территориального местонахождения муниципалитетов (63 руб. – для южных районов, 73 руб. – для районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий). В первом случае финансирование несколько ниже расчетного размера субсидии  по Постановлению Правительства РФ от 20.06.2020 г. № 900 (составила 67,42 руб.), во втором случае ее превышает.

Следует отметить обоснованность такого подхода для всех аналогичных регионов, так как энерготраты обучающихся в районах Крайнего Севера выше, чем в остальных районах. В соответствии с Методическими рекомендациями MP 2.3.1.2432-08 “Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2008 г.): «Расход энергии на адаптацию к холодному климату в районах Крайнего Севера – увеличивается в среднем на – 15%».

Однако, методика расчета размера субсидий на организацию бесплатного питания по Постановлению Правительства РФ от 20.06.2020 г. № 900 не учитывает данный факт.

Предлагается:

Определить потребность в дополнительном финансировании районов Крайнего Севера и   учесть данную потребность при определении размера субсидий на 2021 год (или, как минимум, отразить в порядке определения размера и направлений использования  субсидий право субъектов РФ использовать субсидии для установления повышенного размера обеспечения питанием в таких районах.

  • Обеспечение питанием ранее установленных прочих льготных категорий как на областном, так и на муниципальных уровнях сохранено в  большинстве субъектов РФ. Финансирование бесплатного питания было увеличено для всех категорий льготников только в 30% от проанализированных регионов (например, Волгоградская, Ленинградская область, Ярославская область) или только на уровне отдельных муниципальных образований (например, г. Калуга Калужской области, Ковровский МР Владимирской области). Однако, для льготников в большинстве субъектов РФ пропорциональное увеличение выделяемых субсидий пока не произошло.

Предлагается:

Учитывая поручение Президента Российской Федерации по докладу Министра просвещения России в ходе ВКС 29.9.2020 г. о недопущении значительной разницы в обеспечении льготных категорий детей, необходимо провести работу по уточнению размеров субсидий, выделяемых сегодня субъектами РФ и муниципальными образованиями льготным категориям 5-11 классов, детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

В связи с этим необходима разработка методики обоснования размеров субсидий для разных льготных категорий детей, основу которой должна  составить методика обоснования стоимости питания.

  • Средства на оказание услуг по организации питания при применении аутсорсинга муниципальными образованиями отдельно не выделяются в абсолютном большинстве субъектов РФ, что может привести к занижению сырьевой себестоимости в таких школах и соответствующему ухудшению качества и разнообразия питания в них в сравнении со школами, которые осуществляют организацию питания самостоятельно и всю выделяемую субсидию расходуют только на приобретение продуктов питания. Выделение дополнительных средств муниципальными образованиями установлено на уровне нормативного акта субъекта из проанализированных регионов только в Волгоградской и Пензенской областях.

Предлагается:

При разработке методики обоснования размеров субсидий для разных льготных категорий детей и методики обоснования стоимости питания учесть способ организации питания (аутсорсинг или самостоятельно).

В связи с использованием во всех субъектах Российской Федерации двух разных способов организации питания (аутсорсинг или самостоятельно) требуется уточнение о допустимых видах расходов субсидий из федерального бюджета на софинансирование организации бесплатного горячего питания обучающихся в зависимости от способа организации питания.

Предлагаемый подход:

Исходя из текста Постановления Правительства РФ от 20.06.2020 года № 900, что субсидии выделяются «на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование» и проекта перечня мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, обеспечивающих охват 100 процентов от числа таких обучающихся в указанных образовательных организациях («дорожная карта») (письмо Минпросвещения России от 3 июня 2020 года № АН – 1056/03).

Проектом перечня мероприятий предусмотрены мероприятия, как по непосредственной организации горячего питания (независимо от способа организации питания), так и «создание инфраструктуры и оснащение образовательных организаций соответствующим оборудованием».

По нашему мнению, необходимо уточнить порядок использования субсидий следующим образом:

Первоочередным направлением использования субсидий должно быть приобретение продуктов питания для выполнения натуральных размеров обеспечения питания на конкретные приемы пищи, которые субъекты РФ могут разработать в соответствии с п.2 статьи 25.3 47-ФЗ.     «2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации могут обеспечивать питанием детей … в размерах, соответствующих нормам или превышающих нормы, которые установлены пунктом 1 настоящей статьи (то есть Роспотребнадзором), с применением допустимых норм замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения.

Остаток средств (который образуется в связи с закупками продуктов не по потребительским ценам, а по оптовым) может применяться для частичной оплаты затрат аутсорсинга (а недостающие средства выделяться при аутсорсинге должны, как правило, муниципальными образованиями).

Экономия средств субсидии, возникающая исходя из фактического коэффициента посещаемости школ, может использоваться на создание инфраструктуры и оснащение образовательных организаций соответствующим оборудованием.

  • Выборочный анализ меню на завтрак в 30 субъектах РФ показал, что они недостаточно сбалансированы по отдельным показателям: по белкам в 32 % случаев, по витаминам С – в 47% случаях, А – в 86%, кальцию – в 51%.  Значительное превышение содержания жиров выявлено в 32 % меню. Представляется недопустимым, что в 25% меню выдача фруктов составляет менее 100 г за 2 недели, содержание сахара с более, чем 30%-ным превышением нормы – 50% меню, а отсутствие рыбных блюд (основного источника полиненасыщенных жирных кислот омега-3, крайне необходимых для нормального развития детей) отмечается в 37% случаях.

Из проанализированных меню на сайтах школ до настоящего времени отражено их согласование с Роспотребнадзором только в 56 % случаев.

В некоторых случаях значения химико-энергетических показателей  блюд в меню значительно не соответствует расчетным (на основании официальных таблиц химического состава пищевых продуктов) значениям.

После начала учебного года родители и сами школьники стали жаловаться, что в некоторых школах питание не изменилось с учетом поступления федеральной субсидии, и иногда стало даже хуже, чем было раньше. Для подтверждения они размещают фото и видео еды, которую им дают. Даже такое сравнение из разных регионов наглядно показывает, что детей кормят очень по-разному.

Основная проблема – в содержании меню, а суть проблемы – отсутствие обязательных натуральных норм, которые должны быть согласно 47-ФЗ и на федеральном уровне, и на региональном. Действующий СанПин подразумевает регулярную проверку соответствия выданных по меню продуктов за 2 недели и установленной нормы. Только самой такой нормы для завтрака, обеда – нет.

Этим пользуются и недобросовестные исполнители услуг, направляя на закупку продуктов лишь часть выделенной субсидии, зачастую незначительную.

С целью оценки соответствия себестоимости применяемых меню (то есть стоимости входящих в него продуктов) и сравнения с размером выделенной субсидии экспертами института разработана соответствующая методика.

Связь стоимости продуктов в меню, ее соответствия размеру выделенных субсидий и разнообразия, качества самого меню легко увидеть. Примеры значительных различий меню – в прилагаемой таблице.

Предлагается (исходя из положений 47-ФЗ):

Разработка обязательных натуральных норм обеспечения питанием детей на конкретные приемы пищи, определение размера их выдачи в конкретных субъектах РФ с учетом региональных особенностей, а уже на их основе разработка типовых меню для разных районов размещения школ исходя из выделяемой субсидии и требований к сбалансированности.

7.Проблемным вопросом остается организация питания детей с особенностями пищевого проведения. В большинстве регионов страны школьники начальных классов, страдающие сахарным диабетом, целиакией, пищевыми аллергиями и др. заболеваниями, требующими специализированного питания не получают положенного по закону бесплатного горячего питания, в образовательных организациях не созданы условия для приема принесенных   из дома продуктов и готовых блюд (холодильники и микроволновые печи), денежная компенсация в размере стоимости продуктов соответствующего рациона родителям таких детей не выплачивается.

           Предлагается: разработать порядок обеспечения питанием детей с особенностями пищевого поведения в общеобразовательных организациях. До выхода документа применять рекомендации Роспотребнадзора МР 2.4.0162-19, разрешающие таким детям приносить продукты и готовые блюда из дома, предписывающие общеобразовательным организациям создать условия для их хранения (холодильник) и разогрева (микроволновую печь) с последующей компенсацией родителям стоимости продуктов соответствующего рациона (Саратовская обл., Ставропольский край).

  • Комплексные предложения Института отраслевого питания по разработке мероприятий по совершенствованию школьного питания в субъектах РФ прилагаются( включая:

Рекомендации по разработке основных показателей региональной программы совершенствования пищеблоков общеобразовательных организаций;

Региональный стандарт питания;

Предложения по подготовке плана развития целевого производства пищевых продуктов для детского питания с заданными характеристиками качества на предприятиях АПК области и др.)

Порядок обеспечения питанием детей с особенностями пищевого поведения в общеобразовательных организациях.

Разработка размеров выдачи питания детей в организованных детских коллективах и допустимых норм замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания
Анализ действующих норм обеспечения питанием обучающихся образовательных организаций  в  субъекте РФ, данных федерального статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги за 2019 год и индексов потребительских цен на группу товаров, используемых при разработке примерного (рекомендуемого) рациона питания.
Разработка и размеров выдачи питания в организованных детских коллективах

Раздел Программы:
Нормы обеспечения питанием


Разработка типового меню для  образовательных организаций всех типов с учетом требований 47-ФЗ 

Анализ действующих меню для организации питания обучающихся образовательных организаций  в  субъекте РФ.
Разработка типового (примерного) меню   для организации питания обучающихся образовательных организаций  в  субъекте РФ с учетом региональной нормы, установленной стоимости питания и медико-технологического обоснования

Раздел Программы:
Типовое меню


Проведение паспортизации столовых образовательных организаций, включающую оценку потребности в реконструкции (модернизации) пищеблоков и столовых в МОУ, ГОУ, составление отчета по техническому состоянию объектов и внесение предложений по их оснащению (переоснащению), реконструкции и др.  

Анализ оснащенности пищеблоков технологическим оборудованием, позволяющим обеспечить полный цикл приготовления блюд для школьного меню; средних сроков эксплуатации оборудования, в зависимости от количества учащихся в школе, типа пищеблока (сырьевой, доготовочный, раздаточная…), наличия ПЛЦ и других качественных критериев.
Обоснование сроков эксплуатации различных типов оборудования.
Обоснование потребности в оборудовании и финансировании его закупок. 
Подготовка методических рекомендаций по разработке основных показателей региональной программы совершенствования пищеблоков образовательных организаций с целью их поэтапного оснащения современным технологическим оборудованием в период до 1 сентября 2023 года.

Раздел Программы:
 Рекомендации по разработке основных показателей региональной программы совершенствования пищеблоков образовательных организаций

Разработка регионального стандарта оказания услуги по обеспечению горячим питанием 

Разработка регионального стандарта оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся и воспитанников государственных и муниципальных организаций, включающего:
– региональные нормы обеспечения питанием детей;
– региональное типовое меню и порядка его применения при разработке меню в муниципальных образованиях;
– требования к качеству пищевых продуктов для питания детей;
– нормативы оснащения пищеблоков столовых оборудованием и имуществом в зависимости от количества питающихся.
– порядок применения типовой   конкурсной документации на оказание услуги по организации питания и поставку пищевых продуктов;
– методику организации мониторинга;
– методику и сроки проведения аудита пищеблоков и обеденных залов;
– методику и сроки представления данных в единую региональную информационную систему учета и мониторинга организации питания;
– организацию и сроки подготовки и повышения квалификации кадров;
– правила и формы размещения на официальных сайтах образовательных организаций об условиях организации питания детей, в том числе ежедневного меню;
– порядок обеспечения доступа и действий в столовых представителей общественного (родительского) контроля за организацией питания обучающихся

Раздел Программы:
Региональный стандарт питания

Оценка возможностей АПК  в  субъекте РФ по обеспечению системы социального питания.

Анализ данных о состоянии, структуре и потенциальных возможностях АПК  в  субъекте РФ, замещения поставками сельхозпродукции из других регионов России
Разработка предложений по подготовке плана развития целевого производства пищевых продуктов для детского питания с заданными характеристиками качества на предприятиях АПК области

Раздел Программы:
Предложения по подготовке плана развития целевого производства пищевых продуктов для детского питания с заданными характеристиками качества на предприятиях АПК области

Подготовка Программы совершенствования организации  питания детских организованных коллективов  в  субъекте РФ

Разработка программы предполагает подготовку комплекта документов, включая результаты исследований и анализа, обоснование стоимости реализации программы, с учетом предложений и рекомендаций заинтересованных министерств, ведомств и организаций, пояснительной записки

Программа совершенствования организации  питания детских организованных коллективов  в  субъекте РФ.
План реализации мероприятий программы

Согласование проекта программы в профильных министерствах и ведомствах субъекта. Доработка окончательной редакции программы и плана ее реализации по итогам согласования.

Окончательный вариант проекта программы совершенствования организации  питания детских организованных коллективов

Предложения Института отраслевого питания по разработке мероприятий
по совершенствованию школьного питания  в  субъекте РФ

Обзор СМИ и соцсетей по вопросам организации и обеспечения питанием учащихся общеобразовательных организаций в 2020/2021 учебном году

(федеральные и региональные показатели)

Тема горячего бесплатного школьного питания активно освещалась в СМИ и обсуждалась в соцсетях, начиная с 15 января, после заявления Президента о старте проекта. Но после официального начала горячего питания в школах 1 сентября произошел первый всплеск информационной активности в отчетном периоде.

Буквально каждое региональное и подавляющее большинство федеральных СМИ постарались так или иначе коснуться этой темы. Тут стоит отметить, что несмотря на высокие количественные показатели освещения темы, качественные показатели оставляли желать лучшего: журналисты в основном просто фиксировали сам факт начала питания и время от времени касались темы жалоб родителей на качество питания. Первый пик активности в медиа в районе 1-2 сентября был привязан именно к началу питания и визитам чиновников с проверками, как питаются школьники. Второй – в районе 9-10 сентября – подведение первых итогов и объявление о старте горячих и открытых линий на федеральном и региональном уровнях, куда родители могу обратиться с жалобами. Прошедшая 18 сентября рабочая группа под председательством депутата ГосДумы Г.Г.Онищенко, на которой прозвучала критика в адрес ряда регионов, вызвала следующий пик медийной активности и комментариев в соцсетях. Еще два менее значимых по количеству пика были вызваны проверками состояния дел в отрасли в регионах и комментариями чиновников о ходе реализации проекта.

Среди регионов, которые вошли в пятерку с самым высоким негативным медийным рейтингом по теме школьного питания, стоит отметить:

Республика Башкортостан. Соотношение негативных публикаций в СМИ и соцсетях к общему объему около 33-35%. Основной триггер, который вызвал такую реакцию журналистов: один из преподавателей, которому родители пожаловались на качество школьного питания, предложил обращаться напрямую к главе Республики Радию Хабирову. Конфликт между организаторами питания и недовольными родителями становился все более острым, в итоге вышел на федеральный уровень. В настоящее время тема постепенно уходит из повестки, высока вероятность, что в ближайшее время регион выйдет из «красной» зоны с точки зрения медийного негатива по теме.

Владимирская и Рязанская области. Соотношение негативных публикаций в СМИ и соцсетях к общему объему до 30%. Организаторы питания не сумели объяснить родителям разницу меню для платных и бесплатных обедов и завтраков, высокий уровень негатива вызвало подорожание платных обедов и завтраков. Несмотря на попытки региональных властей объяснить сложившуюся ситуацию, тема остается в центре внимания СМИ, и «подпитывает» негативные комментарии в соцсетях. Прогноз: в ближайшие месяцы регионы будут колебаться в «желтой» пограничной зоне в части негатива по теме школьного питания.

Забайкальский край. Соотношение негативных публикаций в СМИ и соцсетях к общему объему 15-17%. Жалоба матери школьников, которые отравились школьным питанием, вызвала разнонаправленные тренды в СМИ и соцсетях. С одной стороны, власти не совсем удачно смогли объяснить ситуацию и ответить на претензии, с другой стороны, пошел «вал» комментариев других родителей, которые начали опасаться, что из-за жалоб бесплатное питание могут отменить совсем. К негативной тематике добавились жалобы об отмене питания для ряда школьников-льготников (детей с ограниченными возможностями). Прогноз: всплеск негатива ситуативный, скорее всего в ближайшее время регион вернется в так называемую «зеленую» благополучную зону.

График по количеству сообщений
 ОбъектКоличество сообщений
 Школьное питание. Федеральное. Сентябрь 20207 231
Уровни/КатегорииГазетыЖурналыИнформагентстваИнтернетТВРадиоБлогиВсего
1Региональный10044341447559305886
2Федеральный2016912474401345
3Всего10245410572263707231
Таблица категорий СМИ
 РегионКоличество сообщений
 Москва1 559
 Московская область650
 Алтайский край245
 Республика Башкортостан210
 Санкт-Петербург193
 Брянская область152
 Волгоградская область149
 Республика Татарстан145
 Иркутская область141
 Нижегородская область139
 Ростовская область123
 Краснодарский край108
 Самарская область106
 Липецкая область100
 Мурманская область89
 Удмуртская Республика87
 Ивановская область86
 Красноярский край85
 Кировская область85
 Республика Мордовия85
 Саратовская область81
 Кемеровская область77
 Республика Бурятия77
 Ханты-Мансийский Автономный округ76
 Ставропольский край76
 Омская область76
 Ульяновская область73
 Пензенская область69
 Тюменская область66
 Новосибирская область66
 Псковская область65
 Республика Дагестан63
 Воронежская область62
 Рязанская область61
 Хабаровский край61
 Приморский край58
 Челябинская область57
 Владимирская область56
 Амурская область56
 Свердловская область54
 Новгородская область53
 Чувашская Республика53
 Республика Карелия52
 Тамбовская область51
 Республика Северная Осетия-Алания50
 Магаданская область50
 Забайкальский край48
 Калужская область48
 Пермский край48
 Смоленская область48
 Республика Крым47
 Республика Саха(Якутия)46
 Тульская область44
 Оренбургская область44
 Вологодская область44
 Курская область43
 Калининградская область42
 Тверская область42
 Костромская область37
 Архангельская область35
 Республика Коми32
 Республика Хакасия32
 Ярославская область29
 Республика Марий Эл28
 Белгородская область28
 Республика Адыгея26
 Томская область24
 Еврейская Автономная область24
 Ингушская Республика23
 Сахалинская область23
 Республика Калмыкия21
 Ленинградская область19
 Республика Алтай17
 Курганская область17
 Орловская область15
 Республика Тыва15
 Ямало-Ненецкий Автономный округ14
 Астраханская область12
 Кабардино-Балкарская Республика12
 Карачаево-Черкесская Республика10
 Камчатский край7
 Чеченская Республика7
 Чукотский Автономный округ2
 Ненецкий Автономный округ1
 Севастополь1
 РегионКоличество сообщений
 Центральный федеральный округ3 111
 Приволжский федеральный округ1 253
 Сибирский федеральный округ778
 Северо-Западный федеральный округ625
 Южный федеральный округ487
 Дальневосточный федеральный округ452
 Уральский федеральный округ284
 Северо-Кавказский федеральный округ241

Ключевые темы медийных сообщений в разрезе всей страны

Контекст: школьное питание | горячее бесплатное питание | школьный завтрак | школьный обед | питание учащихся

Уровни СМИ: Региональный, Федеральный

Категории СМИ: Газеты, Журналы, Интернет, Информагентства, Радио, ТВ

Временной период: с 01 сентября 2020 года по 01 октября 2020 года

Дата подготовки отчета: 04 октября 2020 года

Всего сообщений: 7231

 ОбъектКоличество сообщений
 В школах Новосибирска ввели бесплатное горячее питание для младшеклассников352
 “Единая Россия” проверит готовность школ к обеспечению детей горячим питанием240
 Праздник с маской на лице238
 Госуслуги запустили сервис оценки школьного питания238
 Воробьев: Все учащиеся малых школ Подмосковья получают горячее питание227
 “Сложно соответствовать”. Как изменилось питание в российских школах в условиях пандемии209
 В Приморье тщательно следят за качеством приготовления школьных обедов176
 Несъедобная гречка и котлета: как и чем кормят детей в школе?170
 Кузнецова заявила о разной трактовке в школах вопроса о горячем питании144
 Минобрнауки региона опровергло слова Онищенко о плохом питании в школах Алтайского края130
 Глава Липецкой области проверил организацию питания в трех школах122
 Бесплатное питание в школе в 2020 году112
 Чек‑лист “Родительский контроль по питанию в школах”93
 Калужских родителей спросили о качестве питания в школьных столовых50
 Глава “ЮнАвиа” рассказал о мечте создать центр юных авиаторов в Подмосковье38
 Качество питания проверят в школах Челябинской области32
 В кировской школе № 16 проверили процесс организации бесплатного горячего питания учеников младших классов30
 “Горячий вопрос” школьного питания: гладко было только на бумаге…26
 Вологодские школьники довольны питанием в учебных заведениях18
 Школьные завтраки в Белогорске проверяет на вкус штатный технолог13
 С заботой о здоровье: школьники Волгоградской области получают полезное горячее питание9
 Депутатский штаб ЗС Иркутской области обсудил учебный год в условиях пандемии9
 Пожаловаться на качество школьного питания колымчане могут на Госуслугах8
 В каждой подмосковной школе бесплатным горячим питанием обеспечены все учащиеся начальных классов8
 Главу минобразования Тувы, совсем недавно гостившую у 19rus.info, уволили7

Данные экспресс-анализа примерных меню, размещенных на сайтах общеобразовательных организаций