ЗАДЕРЖКА НА СТАРТЕ

Закон о школьном питании – момент истины

«Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Споёмте перед стартом –
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.»

муз. О. Фельцмана, сл. В.Войновича
«Я верю, друзья»

Ещё недавно это казалось почти что свершившимся фактом – в пользу разработки и скорейшего принятия законопроекта, получившего неофициальное название «О школьном питании», высказался весь политический истеблишмент России. По замыслу авторов, благодаря его принятию все ученики начальной школы будут обеспечены за счет государства полноценным горячим завтраком, не считая горячего напитка. Но вот уже закрылась осенняя сессия в Государственной Думе РФ, а победные фанфары не прозвучали. Что же произошло или, точнее сказать, чего же не случилось в высоких кабинетах? Почему законопроект не был рассмотрен во втором чтении и затем принят, как это анонсировалось? В чем причина задержки на старте такого долгожданного и очень социального закона? Закона, от которого напрямую реальная поддержка миллионов семей с детьми, прилагающих все свои усилия, в том числе и немалые материальные, чтобы их ребенок был не только образован, но и здоров.

         Парадокс ситуации в том, что серьезных причин для этого как бы нет. И в то же время их столько, что если начать глубоко и предметно говорить только по ключевым вопросам, есть все шансы не уложиться с принятием закона и за весь 2020 год. Потому что в школьной тарелке, как в зеркале, отразились накопленные за многие годы противоречия и несоответствия реалий жизни, здравого смысла и бюрократическо-нормативной антилогики.

         Эпиграф к этой статье тоже не случаен. Каким фантастическим и технически невозможным казался в далеком 1961 году полет человека в космос, так и сегодня кажется малореальным по-настоящему государственное решение одного из самых насущных вопросов для наших детей – полноценного школьного питания. Но будем верить, друзья! Ведь как поется в той знаменитой на всю страну песне, записанной перед полетом Юрия Гагарина, «у нас еще в запасе четырнадцать минут»…

         Итак – а в чем, собственно, проблема? С точки зрения любого здравомыслящего человека и 30 миллионов российских родителей, накормить ребенка полезной и качественной пищей в школе необходимо, но без достаточного количества денег сделать это невозможно. Далеко не у каждой семьи такие средства сегодня есть, и помощь государства в этом вопросе вполне логична. Дело за малым – сделать так, чтобы государственные деньги дошли до тарелки. Подчеркнем, ДО ТАРЕЛКИ КАЖДОГО младшего школьника и в любом уголке нашей страны. С этого момента и начинаются сложности, проблемы и вопросы.

         По мнения авторов закона, деньги из федерального бюджета должны иметь четкую цель, должную адресность и актуальность. Полное единодушие лидеров всех парламентских партий, ставших соавторами законопроекта, легко объяснимо. Более массовую, социальную и резонансную тему найти сложно. Кстати, последний раз прямая поддержка для учащихся оказывалась почти 25 лет назад, и в середине 90-х была «временно приостановлена». Но пауза затянулась, и потребовалось немало усилий для того, чтобы вернуть средства именно федерального бюджета в школьную тарелку. Итак, нужные слова сказаны, тексты написаны, дело остается за малым?

         Оставив на время многочисленные отраслевые вопросы, проясним основные узлы и противоречия между АБСОЛЮТНО ПРАВИЛЬНЫМ замыслом и АБСОЛЮТНО НЕВНЯТНЫМ его исполнением.  Потому что самые благие намерения могут дать совершенно обратный результат на этапе их реализации. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» – это выражение, к сожалению, имеет прямое и полное отношение к нашей теме.

         Сложность первая – текущим законодательством вопросы питания обучающихся отнесены к ведению местных органов власти, проще говоря – находятся на муниципальном уровне. В числе многих других вопросов деятельности, их регулирует соответствующий ФЗ-131. А уже согласно статьи 37 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за организацию питания отвечает непосредственно образовательное учреждение. Поэтому все деньги на цели питания школьников циркулируют именно на этом уровне – проводятся закупки, разрабатываются меню, оснащаются столовые, собирается родительская плата и многое другое.  А федеральный бюджет не может взаимодействовать с муниципалитетами, минуя региональный уровень.

         Сложность вторая – на уровне субъектов РФ, согласно ФЗ-184, прописаны полномочия лишь по дополнительному финансированию питания обучающихся. Но даже это не является их обязанностью, и по данным Минпросвещения России, приведенным в ноябре 2019 г. на Всероссийской конференции по вопросам питания обучающихся, одиннадцать регионов никаких средств на эти цели не выделяют вовсе. Сложная бюджетная ситуация и отсутствие прямой нормы позволяют оставить эти вопросы на муниципальном уровне и – на совести и кошельке самих родителей. 

         И сложность третья – органы власти федерального уровня также не имеют полномочий, связанных непосредственно с вопросами организации питания. Сразу подчеркну – Роспотребнадзор в данном случае занимает уникальную позицию полной погруженности в тему при полной отстраненности от конечного результата и цены его достижения также из-за отсутствия прямой ответственности за эти вопросы. Остальные же федеральные министерства по отношению к вопросам питания в своих подведомственных учреждениях изощренно прячутся в нормативных закоулках, этим же самым Роспотребнадзором при необходимости и прикрываясь. Увы, но картина именно такая, и сложилась не вчера. Никакой жизненной логики она не выдерживает, но – привыкли все, сверху донизу. Так и живем.

         Именно поэтому при любом мало-мальски серьезном разговоре о питании детей в детсадах и школах исполняется спасительная мантра про важность и безусловную актуальность для приоритетов развития страны. Можно бесконечно и безопасно для себя обсуждать рационы для разных возрастов и пользу продуктов (как известно, в еде ведь все эксперты…), псевдо-остро поговорить о питании детишек с особенностями здоровья (делать и отвечать же не придется…), провести очередной мониторинг охвата горячим питанием (без учета того, сколько этого самого питания отправляется прямиком в отходы…) и прочая, прочая, прочая… Мелодии у этих песен разные, а вот текст удручающе похож от дальнего района и до самых высоких кабинетов.

         Лишь бы не по сути и не о главном. А если попадется особенно настырный, то это – не наши полномочия, то – в рамках действующего законодательства нет обязанности (читай – и ответственности), то «…так можно вообще всё на федеральный уровень забрать» и так далее в том же духе. Причем это позиция – не уровня рядовых госслужащих, а и самих руководителей. Проще говоря, нам своих дел и хлопот невпроворот, поэтому никто добровольно «лишних» забот себе добавлять не хочет. Нет ни полномочий, ни обязанностей, ни денег на их реализацию. Интерес, как сами понимаете, тоже соответствующий.

         И вдруг появляются деньги, и не какие-то технические, а – ДЕНЬГИ. Потому что речь идет о ежегодном выделении ДЕСЯТКОВ МИЛЛИАРДОВ рублей, решением высшей законодательным федеральной власти назначенных прямиком в тарелку младших школьников. И вот тут как раз начинается самое интересное и сложное. То есть проблемы и вопросы.

         Первая проблема: как Министерству финансов России выделить эти самые миллиарды? Сами деньги найдутся – откровенно говоря, в масштабах нашего государственного бюджета это не такая уж гигантская сумма. А с учетом их полного соответствия приоритетным национальным проектам, найдутся достаточно легко и быстро. Но КОМУ И КАК ИХ ОТДАТЬ?

         Просто перечислить в бюджеты дотационных субъектов РФ, так сказать на выравнивание бюджетной обеспеченности? Таких регионов у нас большинство, легче сказать, сколько регионов являются донорами, причем их можно даже назвать поименно. Чтобы никого не провоцировать, давайте оттолкнемся от значения более 70 из 85 субъектов России относятся к числу дотационных в большей или меньшей степени.

         Поскольку это – факт жизни, то вторая проблема в отсутствии гарантии, что просто переданные бюджетам таких регионов деньги окажутся в тарелке школьника. Не далее, как в августе 2019 года нами были направлены запросы в КАЖДЫЙ субъект РФ относительно наличия методики расчета текущего финансирования питания школьников. Абсолютное большинство регионов честно признались, что никаких методик не имеют. И каким образом и кто сможет грамотно рассчитать стоимость продуктов, услуги по приготовлению пищи и учесть региональные особенности – не ясно совершенно.

         Передать деньги целевым образом родителям тоже не получится. Проблема именно в пресловутых полномочиях, которых у федерального центра нет. Для такого действия надо разрабатывать целый пакет нормативных документов, что в нашей реальности займет очень много времени. А новый закон, напомним, по проекту вступает в силу через 60 дней после его принятия.

         Есть вариант передать эти средства Министерству просвещения России, и уже пусть само ведомство занимается и отвечает за доведение средств до получателей и их целевое расходование. Но и здесь проблемы – те же самые полномочия, которые на данные вопросы не очень распространяются. Нет ни отраслевых специалистов, ни четкого понимания всей картины, ни особого желания принимать на себя такую махину ответственности.

         Представьте только – на фоне гигантского количества задач, проблем и вопросов, с которыми ежедневно сталкивается система просвещения, может появиться дополнительная сфера регулирования. Которая, если говорить без преувеличения, по масштабу и сложности сопоставима с самой образовательной системой. Сомневаетесь? Тогда задумайтесь для начала хотя бы о вопросах обеспечения безопасности и качества. Нет, не продовольствия, хотя это уже само по себе зона повышенного риска в детских садах и школах. Питание в школах – это ведь не пищепром, а общепит, доставшийся нам в наследство еще с советских времен. Кто будет здесь разбираться, вникать и обеспечивать вопросы безопасности и качества? И где в наборе этих задач и компетенций есть слово образование? Только потому, что событие питание происходит в стенах школы оно каким-то магическим образом перестает подчиняться общим правилам отрасли? А также требованиям экономики, технологии и управления?

         Но мы несколько отклонились от магистральной темы и вопроса. Так в чем же главная причина такого непростого пути законопроекта в жизнь? Почему за без малого 15 лет деятельности на этом поприще мне не припомнить ни одной конференции или другого мероприятия, где бы участники не говорили о необходимости наведения порядка именно в нормативно-правовом обеспечении данной сферы? Почему закон так нужен и важен, и по-прежнему так сложно пробивает себе дорогу?

         Ответ и сложен, и прост одновременно. Потому что принятие закона в такой сфере требует от очень многих людей таких качеств, которыми они либо не обладают в полной мере, либо давным-давно отвыкли пользоваться. Школьное питание в современной России – это клубок противоречий, накопившихся за всю новейшую историю формирования современной государственности. Это гордиев узел проблем и рисков, это вызов и новый, такой нужный сейчас нашей стране формат диалога общества, власти и бизнеса вокруг абсолютно важной задачи и абсолютно общего нашего будущего. Это – уникальный шанс для каждого начать слушать и слышать, а не пытаться залить словами и отговорками реальные вопросы настоящей, повседневной жизни многих миллионов детей России и их родителей. Этот узел невозможно распутать. Его можно только разрубить во имя по-настоящему государственных задач и их глубокого понимания.

         Закон необходимо принять как можно скорее и в том виде, который он сегодня имеет. Только тогда и после этого начинается долгожданная, абсолютно новая страница в организации отечественного школьного питания.

         Начнут тяжело, со скрипом и большими усилиями проворачиваться шестерни и механизмы на всех уровнях. Будет формироваться новый порядок и новые правила, по которым станет жить отрасль социального питания. Нужна просто политическая воля самой высокой пробы.

         Такая воля и понимание уже есть. В мае уходящего года по итогам VI Медиафорума независимых региональных и местных СМИ, проведенного Общероссийским народным фронтом, Президент Российской Федерации поручил рассмотреть вопросы об уточнении полномочий органов власти всех уровней по обеспечению питанием школьников и их финансирования. Какой же еще сигнал нужен для безусловного и грамотного решения этой задачи?

         А закончить этот разговор хочу той же песней, которая взята в качестве эпиграфа, только немного в другом контексте. Почти два года назад, в январе 2017 года во время визита Владимира Путина в МГУ, студенты столичного вуза решили спеть для президента РФ песню “Четырнадцать минут до старта”, ставшей своеобразным гимном наших космонавтов. Когда исполнитель от волнения забыл слова,  президент РФ напомнил нужную строчку, а после и вовсе спел вместе со студентом. С того самого места, где слова про «Я верю, друзья…».

         Мне тоже хочется искренне верить, что Президент в самом крайнем случае подскажет слова тем, кто мог забыть и текст, и смысл песни. Нельзя же допустить, чтобы прекрасная цель и песня про неё прозвучали так, как это показано в другом классическом произведении эпохи – в фильме “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”. Кто не помнит, пересмотрите. Очень понятно, мне кажется. Добавить нечего.

         Владимир ЧЕРНИГОВ

         Фото – //www.khabkrai.ru/